Перейти к содержанию

Тест навигаций в Украине (ITC.UA), май'09. Обзор Навител.


nn4gps

Рекомендуемые сообщения

Ресурс ITC.UA провел тестирование навигационных программ для PDA, которые официально продаются в Украине.

 

Обозревались: Навител, Автоспутник, iGo, Визиком.

 

В репортаже:

* навигационные возможности коммуникаторов;

* знакомство с программами "Автоспутник", "Визиком", iGo 8 и Navitel;

* сравнение эргономики и навигации конкурирующих программ;

* рекомендации по выбору.

 

 

Посмотреть видеорепортаж можно на

, или на сайте интернет-издания: ITC.ua

 

 

От себя хотим заметить упущенный в материале факт, что Навител Навигатор также поддерживает отображение информации о пробках от бесплатного сервиса Навител.Пробки в Украине на территории всего официального картпокрытия (т.е. и за пределами Киева).

 

 

 

************************************************

 

Ниже - обзор Навител 3.2.5.1240 с сайта ITC.UA:

 

************************************************

 

 

Список навигационных программ для КПК и коммуникаторов на Windows Mobile, снабженных детальными картами Украины, с конца апреля пополнился еще одним продуктом - Navitel.

 

Что это за система? Navitel - разработка российской компании "Центр навигационных технологий", в конце октября прошлого года доукомплектованная картами Украины, разработанными, по всей видимости, самостоятельно, на основе картографического материала от нашего ГНПП "Картография" (напомню, это "первоисточник" топографической информации по Украине, который используется большинством наших разработчиков электронных карт и издателей печатной продукции). Отличительные особенности Navitel - 3D-движок, обеспечивающий отображение зданий и даже дорожных развязок в аксонометрии, возможность получения данных о пробках, самостоятельного подключения дополнительных карт. В общем, штука потенциально интересная и прогрессивная.

 

Инсталлируется система через дистрибурив с ПК. Лицензионная копия требует регистрации у производителя, причем делается это интерактивным способом. При первом запуске программа выдает код, "пароль", сгенерированный на основе идентификационных данных вашего коммуникатора или КПК. Этот код нужно отправить производителю, либо over-the-air (непосредственно с устройства), либо через форму на сайте www.navitel.su (да-да, с совковым доменом, с которого, кстати, в скором времени собираются перейти на .ru). В ответ сайт генерирует лицензионный ключ ("отзыв"), который при регистрации "по воздуху" вводится в систему автоматически, а при работе с компьютера - нужно вручную ввести в соответствующее поле на коммуникаторе. Процедура сейчас, к сожалению, очень распространенная для такого продукта, как навигационное ПО - высокая стоимость вынуждает производитлей активно бороться с пиратством и привязывать каждую копию программы к конкретному устройству. Организационные затруднения, связанные с этим, решаются так: одну копию программы можно перерегистрировать последовательно на три устройства, а при хард-ресете того же устройства, по идее, должен подходить имеющийся ключ.

 

По окончании процедуры регистрации можно начинать работать с программой.

 

logo.png

 

При первом запуске система индексирует карты (при этом ей требуется указать, в какой папке они лежат). После этого на экране отображается карта в мелком масштабе, в это время идет поиск спутников.

 

first_map.png

 

Если вы увеличите масштаб, перед вами откроется такая вот красотишша.

 

main_map.png

 

Дизайн карты и оболочки - очень сильная сторона Navitel. Очень классно подобраны цветовая гамма, толщина линий, проекция. Судя по всему, это самая красивая навигационная программа для Windows Mobile на сегодняшний день.

 

Разумеется, первое, что бросается в глаза - это трехмерные изображения домов. Если быть совершенно точным, то они "псевдотрехмерные", движок "Навител" автоматически рендерит из нарисованных на карте плоских контуров зданий трехмерные объекты одинаковой высоты. Если вы заметили, на карте не отражена реальная высота зданий, этажность, особенности архитектуры. 3D предназначено исключительно для улучшения восприятия, и свое дело оно делает на 100%, "вау-фактор" у Navitel мощнейший.

 

3dhouses.png

 

Карту можно свободно вращать, наклонять в достаточно широких пределах.

 

map1.pngmap2.pngmap3.png

 

При масштабировании карты контуры (двух- или трехмерные) зданий, в мелком масштабе не отображаются, видны только улицы; проекция карты в мелких масштабах только двухмерна. Начиная с определенного момента, при увеличении масштаба появляются дома, а карта "доворачивается" в 3D-режим, если пользователь в интерфейсе не выбрал 2D.

 

map_small.pngmap_bigger.png

 

А вот что отображается в реальном 3D, так это развязки и мосты. Взаимное расположение путепроводов отображается таким, как оно есть в реальности, четко видно, какая дорога проходит выше, а какая - ниже.

 

razv.png

 

Очень здорово сделано отображение объектов на карте, POI. Широко используются пиктограммы, красиво прорисованные. Названия объектов выводятся на карту. Рестораны, кафе, объекты общественного транспорта и даже АЗС отображатся с названиями. Просто загляденье.

 

poi.png

 

Перейдем от простого созерцания к поиску объектов. Кнопка для этой цели расположена в левом нижнем углу экрана, ее несложно опознать по пиктограмме. Нажав на нее, попадаем в меню поиска.

 

menu_search.png

 

Разумеется, в первую очередь нас интересует адресный поиск. Если вы ищете в первый раз, сначала будет предложено выбрать город, в последующих случаях город подставляется автоматически из предыдущего поиска. Если нужно его сменать, возвращаемся по зеленой стрелочке слева, под названием текущего города. Если же с населенным пунктом все ОК, вводим название улицы с помощью алфавитной клавиатуры.

 

search_street.png

 

Полностью набирать название улицы не обязательно, по ходу ввода путем наложения маски на всю базу названий отбираются подходящие варианты. Когда их число сокращается до одного, клавиатура автоматически убирается, но и до этого можно просмотреть список.

 

street_variants.png

 

Выбрав нужную улицу, вводим номер дома.

 

search_house.png

 

Имея на руках найденный адрес, можно решить, что с ним делать - просто посмотреть на карте, проложить до него маршрут, или добавить в уже имеющийся в качестве промежуточной точки.

 

Теперь немного о покрытии. На сегодня детализированное покрытие Украины, с адресным поиском, охватывает города Киев, Харьков, Львов, Одесса, Донецк, Днеропетровск, а также Вишневое, Вышгород, Ирпень, Бровары и Борисполь в Киевской области. Информацию от производителя о текущем состоянии покрытия можно узнать, загрузив вот этот документ.

 

Обычно, населенные пункты, для которых нет детализированного покрытия, отображатся в навигационных системах на карте Украины в виде точек, т.е., до села Хацапетовка навигатор при необходимости доведет, другое дело, что до нужной вам хаты дорогу он не покажет. В Navitel база населенных пунктов Украины тоже есть. Но если вы начнете искать городок или деревню обычным способом, через меню По адресу, вас ждет неудача, ничего вы не увидите. В этом случае нужно перейти на вторую страницу меню кнопкой Далее и выбрать опцию Нас. пункт.

 

menu_search_2.png

 

Название населенного пункта вводим обычным образом.

 

search_nas_punkt.png

 

В очень многих случаях вас будет ждать приятный сюрприз. Большинство городов, городков и ПГТ обозначены на карте не только точкой с названием, но и базовой дорожной сетью. Это значит, что улицы (по крайней мере, основные) на карте прорисованы, нет только названий, домов и адресной базы для поиска.

 

map_uman.png

 

Количество проработанных подобным образом населенных пунктов очень велико. Примером может служить вот этот городок в двух километрах от польской границы, с десятком тысяч жителей.

 

map_dobromyl.png

 

В первом приближении это означает огромный задел для повышения детализации карты в масштабах всей Украины. Базовая топография уже готова, остается только добавлять адресные базы по городам, и потом уже, для красоты, дорисовывать контуры зданий. Вопрос только в том, насколько карты всех этих провинциальных городков точны. Сейчас это определить трудно, "на глаз" знакомые мне населенные пункты выглядят правдоподобно.

 

Что ж, итог первого знакомства с Navitel определенно положительный. Далее я продолжу тестировать этот программный продукт, и в следующей части Дневника расскажу о подробностях работы поиска, результатах тестовых поездок по маршрутам, ценовой политике производителя, и сделаю выводы.

 

 

Исчтоник

 

 

Продолжая знакомство с навигационной программой Navitel, нужно первым делом отметить, что с момента опубликования первой части этого Дневника вышло обновление, освежающее версию системы до 3.2.6.3594. Разумеется, я его оперативно скачал и установил, так что в видеотесте навигационных програм для Windows Mobile и в статье на аналогичную тему для журнала Mobility участвовал уже билд 3594. Примечательно, что апдейт не вносит исправления в файлы установленной программы, это полноценная сборка системы весом порядка 13 MB, которую нужно фактически переустановить, зарегистирировать ключом от предыдущей версии, заново инициализировать карты и подключить приемник GPS. Грубовато, господа разработчики. Помимо исправления "внутренних" ошибок, заметных обновлений в билде 3594 три. Во-первых, устранен недостаток с разделением поиска адресов в городах с адресной базой, и городов без адресной базы по названиям, по разным апплетам, за что я в первой части Дневника разработчиков слегка пожурил. Теперь поисковый апплет один, он ищет все сразу, как и должно быть. Во-вторых, на основной экран добавлена пиктограмма-индикатор сервиса информарования о пробках. О нем мы поговорим отдельно. В-третьих, при выходе из программы теперь выводится меню, из которого можно программу закрыть или свернуть. По крупному, вроде все.

 

Итак, навигация. Указав пункт назначения, мы получаем карту с прорисованной линией маршрута, ориентируясь по которой, начинаем двигаться.

 

navitel_navi1.png

navitel_navi3.pngnavitel_navi4.png

 

В движении система по набору предыдущих положений определяет направление движения и отмечает его стрелкой. Карту при этом можно либо постоянно поворачивать по принципу "всегда вперед", или же удерживать ориентацию по сторонам света ("север сверху"), за выбор этих режимов отвечает пиктограмма со стрелкой компаса, вызывающая соответствующее меню.

 

navitel_navi_nord.png

 

В случае, если машина останавливается или движется с очень небольшой скоростью, программа перестает определять направление движения и обозначает ваше местоположение точкой.

 

navitel_navi2.png

 

В этом режиме перестает работать алгоритм "приклейки к дороге", коррекция данных GPS не осуществляется. В итоге программа может "переставить" вас на встречную полосу, сместить на тротуар или обочину. Но неприятно это только визуально, никаких попыток перепроложить маршрут не делается, назойливых голосовых предупреждений, как у "Визикома", тоже нет.

 

О качестве навигации. С Navitel я в сумме наездил порядка 100 км по Киеву, вопросов никаких не возникает. Маршруты, предлагаемые программой, обычно близкие к оптимальным. К покрытию никаких претензий нет. Все есть, все вполне точно, грубых ошибок в карте нет, картография и даже список POI вполне свежие. Так что системой уверенно можно пользоваться.

 

Голосовые подсказки, разумеется, есть. Более того, можно загружать с сайта Navitel, или самостоятельно создавать, и подключать произвольные пакеты голосовых подсказок, возможны любые голоса, любые фразы. В качестве примеров с системой поставляются голоса Путина и Жириновского, для русского языка.

 

О навигации пешком. Возможность небезынтересная, но имеет свои особенности. Во-первых, скорость движения закономерно низка, поэтому система не всегда определяет вас как движущийся объект, соответственно, возникают затруднения с ориентацией карты. Во-вторых, очень важно, чтобы у коммуникатора был режим блокировки сенсорного экрана и клавиш, не влияющий на изображение на экране (идеальный вариант - блокировочные ползунки у моделей ASUS). Иначе коммуникатор придется постоянно нести в руке, а в пешеходной прогулке его лучше всего прятать в карман и время от времени доставать, чтобы свериться. Прятать в карман без выключения означает осуществлять целую кучу ненужных действий, особенно нежелательных в режиме навигации. Выключение же экрана означает и выключение приемника GPS, с дальнейшим стартом, поиском спутников и потерей времени. В-третьих, нужно рассчитывать, что при навигации заряд батареи расходуется быстро, его едят и приемник, и процессор, и экран. Но в любом случае коммуникатор в качестве пешеходного навигатора использовать нужно, иногда без этого просто не обойтись, и Navitel - вполне хороший вариант.

 

Еще одно приятное свойство Navitel - возможность использования карт открытых форматов.

Это дает достаточно большую гибкость в формировании детализированного покрытия. В принципе, собрать навигатор "под себя" может каждый пользователь. Для этого он может либо купить карты (к примеру, полная фирменная карта Российской Федерации стоит $40; наслышан также об использовании с Navitel карт "Навионика" или "Аэроскан" для платформы Garmin). Можно использовать и любительские карты. Помнится, пару лет назад было много шума вокруг проекта "ГИС Русса", в котором комьюнити любителей сообща рисовало по частям карты городов и областей Украины с POI, адресными базами, контурами домов и прочими прелестями. Сейчас результаты творчества этого комьюнити доступны на сайте travelgps.com.ua.

 

Карты можно загрузить из разделов форума, они есть для каждой области; имеются все областные центры, плюс еще довольно много городов областного и районного подчинения.

 

Пришло время рассказать о самом крупном из замеченных мною недостатков Navitel, а именно, проблеме с заполнением адресных баз. Собственно, проблема эта состоит из двух частей.

 

Во-первых, есть проблема "улиц со скобками". В Киеве и его пригородах есть определенное количество улиц с повторящимися названиями. В системе киевских топонимов такие улицы обозначаются дополнительно названием микрорайона в скобках. К примеру, есть две улицы Котовского, одна на Виноградаре, другая в экс-селе Бортничи. Чтобы их различать, название первой пишут "Киев, ул. Котовского", а второй - "Киев, ул. Котовского (Бортничи)". Этот принцип используется во всех навигационных системах по Киеву. В Navitel же этого нет, при формировании базы названия перезаписались друг поверх друга, и поиском находится только "простая" ул. Котовского. Учитывая, что находятся эти две улицы в разных концах города, навигация может крупно подвести незнающего человека, расстояние между улицами составляет больше 20 км. Но при этом в базе почему-то в виде разных вариантов представлены названия с сокращенными и несокращенными "улица/ул.", "площадь/пл." и тому подобное.

 

navitel_lang1.png

 

Во-вторых, есть проблема с языком топонимов. Вообще, это огромная проблема, так или иначе она затрагивает все навигационные системы. Украина - де-факто двуязычная страна, названия улиц существуют на украинском и русском языках, в быту тот и другой используются примерно одинаково часто. Суть проблемы в том, что часть названий в русском и украинском вариантах будут иметь разные корни, соответственно, для успешного поиска нужно знать, какие варианты имеются в используемой системе. В большинстве навигаторов используется только украинский набор топонимов, возникают лишь вопросы с сочетанием языка топонимов и языка интерфейса, а также наличия украиноязычной раскладки клавиатуры. Года полтора-два назад проблема была очень острая, сейчас же решение нашли, обычно в виде установки по умолчанию клавиатуры с украинскими литерами.

 

В Navitel же язык топонимов русский. Но беда в том, что русский он только частично (или формально). На деле же только часть топонимов переведена на русский корректно (Крещатик, ул. 40-летия Октября, или те названия, которые на обоих языках звучат одинаково).

 

navitel_lang1(1).png

 

navitel_lang4.png

 

Другая же часть топонимов, у которых корни изменяются, переведена транслитерацией. В при переводе изменяются, "переведена" методом транслитерации, в результате база оказалась забита словами-уродцами вроде "Червонозоряный", "Червонопрапорная", "Повитрофлотский", "Вызволытелей".

 

navitel_lang2.png

 

navitel_navi_stop.png

 

Думаете, это не проблема? Проблема, еще какая. Пользователь, поработав некоторое время с программой, будучи в полностью русскоязычном окружении и некоторое время успешно находя улицы вроде Зеленой, Ереванской или даже Крещатика, однажды попытается ввести в строку поиска "Краснозвездный" или "Воздухофлотский", и будет жестоко разочарован, когда ничего не найдет. Понятно, что большинство людей в конце-концов догадается, что происходит, вопрос только в том, за сколько времени, и что будет с теми, кто не догадается. Ну и этико-эстетическую составляющую этого вопроса тоже нельзя сбрасывать со счета.

 

Идеальным выходом было бы формирование адресной базы, в которой присутствовали бы и украинские названия в украинской орфографии, и русские, в корректном или общепринятом переводе, так чтобы при поиске на любом языке находился желаемый объект. Но это потребует очень большого объема перерабоки баз, на который, по моему мнению все же стоит пойти.

 

В меню также прослеживается достаточно грубая работа с языком; к примеру, команда, по которой прокладывается маршрут до найденного объекта, формулируется как Идти на точку.

 

В Navitel есть еще две функции, о которых хотелось бы упомянуть. Первая - это Navitel SMS, возможность отправить свои координаты в сообщении SMS.

 

navitel_sms.png

 

Назначение этой фишки в том, чтобы таким сообщением заменить длинное и сбивчивое объяснение "где ты", с возможностью сразу проложить маршрут к переданной точке, или же использовать его как сигнал SOS. Проблема в том, что не существует стандартов передачи и обработки такой информации, так что расшифровать такое SMS сможет только другая программа Navitel, коих, разумеется, на руках немного. В итоге, интересная игрушка, не более того.

 

Вторая функция - это неоднократно упомянутая в комментариях к нашему видео возможность загружать (и отдавать) информацию о пробках. В билде 3594 пиктограмма этой функции вынесена на главный экран, данные по идее долдны накладываться на карту.

 

navitel_probki.png

 

Пока поддерживаются два сервиса - SMIlink и "Навител Пробки", последняя является комьюнити-сервисом наподобие "Яндекс.Пробок", и работает по тому же принципу - пользователи отдают на сервер данные о скорости движения, сервер же на основании этих данных определяет места заторов и отправляет их координаты клиентам. По словам читателей ITC.ua, этот сервис в Киеве работает, но не дает картины пробок ввиду исчезающе малого количества пользователей этой функции. У меня сервис банально не работал, несмотря на то, что интернет-соединение функционировало нормально.

 

Еще можно выбирать режимы оформления карты и интерфейса, это реализовано в виде скинов, "шкурок". Примером может служить вот такой вариант, тоже очень симпатичный.

 

navitel_skin.png

 

Теперь о ценах. Программа Navitel с картой Украины стоит $50, это при нынешнем курсе менее 400 грн, что является самым доступным навигационным решением для Украины. Что касается покрытия, то с одной стороны, за эти деньги мы получаем немного - Киев с 5 городами Киевской области (Вишневое, Вышгород, Бровары, Ирпень, Борисполь), Днепропетровск, Донецк, Одессу, Харьков и Львов. С другой стороны, бесплатными любительскими картами, по отзывам, очень неплохими, систему можно "догнать" до уровня, далеко превосходящего все прочие по количеству городов с полноценными возможностями навигации. Есть весьма любопытное предложение для тех, кто предпочел бы пользоваться бесплатными картами: по акции можно купить Navitel в комплекте с картами одного из регионов России всего за $20. Фактически, за эти деньги получается "голый движок", под оснащение бесплатными картами, в итоге - мощная навигационная система за очень хорошую цену, которую можно собрать по принципу "сделай сам" - отличный вариант для тех, кто не чурается возни с ПО. Наоборот, за $40 можно докупить к Navitel полную карту РФ. О картах Европы пока информации у меня нет.

 

Что же в итоге? Общая оценка Navitel 3.2, с моей точки зрения, должна быть высокой, это пятерка с минусом. "Минус" обусловлен главным образом не смертельным, но обескураживающим ляпом с языком топонимов. Еще поставить высший балл мешают превосходство "Автоспутника" в Киеве, где прорисованы дворовые проезды и полноценно принимаются и отображаются данные "Яндекс.Пробок", а также "непонятки" с картами Европы и мира у Navitel. Если бы разработчики избавились от суржика в адресной базе, интегрировали "Яндекс.Пробки" и озаботились работой, хотя бы разъяснительной, на предмет карт близлежащих стран, Navitel был бы однозначно идеальным навигатором для украинцев. Но и так он очень хорош.

 

Пока мы заканчиваем знакомство с Navitel, но возможно я вернусь к ней еще раз. Из нераскрытых пока тем остались работа оповещений о пробках, запланированное на конец мая масштабное обновление официальных карт, а также практическое знакомство с любительскими картами от travelgps.com.ua.

 

 

Источник

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Заархивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших ответов.

×
×
  • Создать...